Чародей из долины Мосс || Тексты || Статьи
•• карта сайта ••
"Исторические корни людей и монстров из Князя"
Материал взят из большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.
КОНУНГ (др.-сканд. konung), вождь, король в скандинавских странах.

Слово конунг происходит от kon — родовитый человек, родич, и означает сын знатного или потомок богов. Традиционно конунг совмещал разные функции — военного предводителя племени и главы культа. Будучи сакральной фигурой, конунг совершал религиозные обряды, как бы представляя народ перед богами. Существовало представление, что счастье народа зависело от счастья конунга. В “Саге об Инглингах” рассказывается, что свеи, народ в Швеции, приписывали конунгу хороший или плохой урожай, и что не раз они приносили конунгов в жертву в случае постоянного недорода, а после смерти конунга юго-восточной Норвегии Хальвдана Черного, в годы правления которого были хорошие урожаи, жители его государства спорили о том, где его захоронить, и решили, что каждая область получит по части его тела.

Харальд I Прекрасноволосый , подчинивший себе всю Норвегию постановил, что все сыновья конунга имели право стать конунгами. Впервые в Норвегии конунг короновался в 1163 г. Это был Магнус Эрлингссон, который происходил из рода конунгов по материнской линии. В памятнике 13 в. “Королевском зерцале” проводится идея сильной королевской власти, согласно которой король отвечает только перед богом. Это произведение было создано при Магнусе VI Лагабетере, который укрепил королевскую власть, уменьшил роль законодательных ассамблей (лагтингов), сделал королевскую власть менее зависимой от церкви.

Признание конунгом претендента — “взятие конунга” — происходило на особом тинге. Конунг обещал соблюдать законы и защищать страну. В Норвегии это должно было происходить на нескольких областных тингах. Со второй половины 13 в. конунг выбирался светскими, духовными господами и представителями бондов. Сначала король приносил клятву, а затем население приносило клятву ему. Из королевских знаков власти в Норвегии известны корона, золотое кольцо и скипетр. В Дании выборы короля проходили в Виборге на ландстинге. Кандидатура заранее обсуждалась могущественными людьми. Короля поднимали на особый камень, один из магнатов провозглашал его королем, а остальные выражали свое одобрение звоном оружия. С начала 12 в. возник обычай короля давать обещания народу, присягать ему. Первая коронация была в 1170 г. Датский король Эйрик Глиппинг хотел добиться, чтобы ему наследовал его старший сын, и утвердить новый порядок престолонаследия, что было отражено в его манифесте. Со времен Кальмарской унии функции выборщика короля взял на себя государственный совет — ригсрод.

Король должен был обладать большими богатствами, чтобы содержать дружину. В Дании уже в 12 в различались собственно земли короля и земли короны. В начале 13 в. к коронному имуществу начинают причислять и альменнинги — общинные угодья. Туда же причислялись земли в счет штрафов, выморочное имущество, находки, налоги, штрафы и конфискации. Со второй половины 14 в. уже не делается различия между коронными землями и собственностью короля. Начиная с Нильса короли звали себя королями божьей милостью.

Поначалу король не обладал судебной или законодательной властью. Однако мог провести нужный ему закон на тинге. Одним из первых законов, изданных королями, стали законы о мире, действовавшие на всей территории страны. Король получает судебную власть — он судит на особом королевском тинге. Появляется понятие “преступление против величества” — измена королю, за которой следовала казнь. Король считался покровителем слабых — вдов, сирот, паломников, бедняков и иностранцев.

Королевская власть была заинтересована в развитии городов, оказывала им покровительство — почти все города Дании возникли на королевских землях.

ЯРЛ (др.-сканд. jarl), знатный человек, наместник конунга в скандинавских странах.

В англосаксонских хрониках ярлами назывались предводители войска викингов. Слово ярл в наиболее древнем значении встречается в песнях Старшей Эдды, где обозначает знатного человека. Оно родственно англосаксонскому слову eorl, которым в ранних источниках обозначались знатные люди в отличие от рядовых, свободных и рабов. В более поздних источниках этим словом обозначалась должность.

По данным исландских саг, ярлы были наместниками конунгов в фюльках – областных единицах Норвегии. Норвежский конунг Харальд I Прекрасноволосый, подчинив себе всю Норвегию, постановил, что ярлы будут собирать подати для конунга, оставляя часть себе, и выставлять войско. Позже, в 10-11 вв., в Норвегии ярлы некоторое время правили страной. Самым могущественным из них был ярл Хакон (ум. 995), у которого в подчинении было шестнадцать ярлов и конунги-данники.

Начиная с правления Олафа Святого (нач. 11 в.) и до 13 в., когда этот институт исчезает, в Норвегии был один ярл. В законах 12-13 вв. ярл ставится между лендрманом и конунгом, возмещение, которое получал и платил ярл было в два раза большим, чем у лендрмана и в два раза меньше, чем у конунга, звание ярла не наследовалось. В дружинном уставе 13 в. предписывалось, что конунг решает, какой частью страны будет управлять ярл. В 13 в. вместо звания ярла в употребление входит заимствованное из Германии звание герцога, который полностью соответствовал ярлу за исключением того, что на почетном сидении герцог сидел на ступеньку выше.

Большей самостоятельностью обладал ярл-правитель Оркнейских островов, который был обязан выплачивать Норвегии дань и которому, в свою очередь, подчинялся ярл Гебридских островов. Это ярлство существовало до 15 в., когда острова были присоединены к Шотландии. После подчинения Исландии в 13 в. на острова также был назначен ярл, но эта должность просуществовала там недолго.

В Швеции, согласно исландским источникам, некогда было несколько ярлов. Достоверно, однако, известно только то, что уже в 11 в. был один ярл, получавший часть податей с прибрежных территорий и возглавлявший в отсутствие конунга ледунг— военно-морское ополчение. Согласно законам 13 в. ярлу должно было освобождаться место в гавани, как епископу или конунгу, как и епископ, он получал повышенные штрафы за убийство своего дружинника. Шведские ярлы также были очень могущественными. Последний из них, ярл Биргер (ум. в 1266), фактически управлял страной при бездетном короле Эрике Шепелявом (ум. в 1250), на сестре которого он был женат. Сын Биргера Вальдемар стал королем после смерти Эрика.

В Дании ярлства существовали на границах страны — в Южной Ютландии, в Халланде. Ярлы ведали обороной страны и управляли ею в отсутствие конунга. Могущественный ярл Торкель Высокий, предводитель викингов, участвовал в покорении Кнутом Англии, за что получил четверть страны в управление. Ярл Ульв был женат на сестре конунга Кнуда I Могучего, управлял Данией в его отсутствие. Ульв интриговал против Кнуда, за что был им убит. Тем не менее, его сын Свен стал конунгом Дании после смерти сыновей Кнуда.

ВИКИНГИ (варяги, норманны), скандинавы, пиратствовавшие в 9-11 вв. в морях Европы.

Викинги были скандинавами, хотя в самих северных странах викингами называли всех морских разбойников независимо от их происхождения. Их активность была столь значительна, что в скандинавской истории выделяют особую эпоху викингов — 9-11 вв.

Викинги грабили корабли, прибрежные селения, монастыри и даже целые города — они захватывали Париж, Севилью и др. Обычно они сгоняли на берег и забивали скот, уводили людей в рабство, сопротивлявшихся убивали. Иногда им удавалось возложить регулярную дань на население. Викинги захватывали силой земли для поселения, как это произошло на Британских островах: в Англии образовалась т. н. территория датских законов — Денло, в Ирландии викинги основали несколько городов, в том числе Дублин, где правил конунг. На севере Франции, где викинги получили земли в лен от французского короля, образовалось герцогство Нормандия. Шведы некоторое время взимали дань с балтийnких и финских племен. В русских летописях рассказывается, что варяги брали дань с северных славян. На Руси скандинавы стали основателями правящей династии Рюриковичей, позднее варяги входили в состав дружин князей, а также служили в гвардии византийских императоров. С образованием государств в Скандинавии экспансия северян приобрела характер государственной политики.

В конце 10 в. исландские викинги открыли Гренландию, заселив отдельные ее районы, откуда они двинулись в далекие путешествия дальше на Запад, достигли Северной Америки (Винланд, Маркланд, Хеллуланд). Их дальнейшим путешествиям, видимо, помешало локальное похолодание, также изменившее и климат Гренландии. Походы викингов прекратились около середины 11 в. Их потомки, норманны из Нормандии, в 1066 завоевали Англию после битвы при Гастингсе, а также Южную Италию и Сицилию, где Роберт Гвискар основал Сицилийское королевство.

На Руси (происхождения названия Русь многие ученые связывают также с именем одного из скандинавских племен) варягов четко отличали от знати скандинавского происхождения. Варягами именовали в основном дружинников и — позднее — купцов, еще позднее — иностранцев вообще. Как наемная военная сила, непосредственно не связанная с интересами славянских племен, они играли важную роль в походах в соседние государства. Были они и первыми христианами, еще до крещения Руси. Некоторая часть варягов на Руси ассимилировалась. С конца 10 века личная гвардия византийских императоров стала комплектоваться из варягов (греч. barangoi), ранее служивших на Руси. Здесь их корпус также утратил свою этническую однородность и последний раз в русских летописях варяги упоминаются в рассказе о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Такая завоевательная активность вызывалась целым рядом факторов: распадом родового коллектива, относительной перенаселенностью, появлением парусных судов, расцветом торговли на Балтике — известно, что грабительские и торговые поездки часто совмещались. Но, безусловно, лишь социально-экономическими факторами стремление викингов к походам не объяснить. Лишь походы и завоевания считали они делом, достойным мужчин. В их среде было развито устное творчество, позднее, с развитием письменности, преобразившееся в саги. Несмотря на то, что саги были созданы спустя сто и более лет после описываемых событий, они исторически довольно точны.

В плавания викинги отправлялись летом. В походах участвовали, в основном, молодые люди, хотя некоторые оставались викингами до старости. Существовали так называемые морские конунги, у которых не было земли. Они всю жизнь проводили в плавании и “никогда не спали под закопченной крышей”. Обычно дружиной руководил знатный человек, решениям которого в походе следовали спутники. Добыча делилась поровну, при этом вождю полагалась особая доля.

Викинг был вооружен мечом или боевым топором, копьем, луком со стрелами, защищен щитом, шлемом, кольчугой или чешуйчатым доспехом. Древние воины (берсеркеры, от названия медвежьих шкур, которыми они покрывались) прибегали к различным возбуждающим средствам для поднятия боевого духа. Стихийная жажда приключений, обуревавшая викингов, часто называется берсеркерством.

Основным средством передвижения викингов был корабль. Существовало несколько типов судов. В военных предприятиях использовались быстроходные длинные узкие корабли с парусом и веслами. Небольшая осадка позволяла приставать на таких кораблях прямо к берегу и подниматься по рекам. Для торговых поездок строились более короткие кнорры с высокими бортами, конструкция которых позволяла перевозить больший груз. О важности корабля в жизни викингов свидетельствует обряд захоронения в лодке, известный как по письменным свидетельствам, так и из раскопок.

ВОЛХВЫ название в Древней Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда — восточных мудрецов, звездочетов.

ДРАКОН (греч. drakon), в мифологии многих народов фантастический образ крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Известное сходство с драконом имеют образы сказочных чудовищ в произведениях русского фольклора (Змей Горыныч).

КЕНТАВРЫ в греческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса.

ЛЕШИЙ (лесовик, лешак, лесной дядя, лисун) в верованиях восточных славян дух леса, враждебный людям.

ВОДЯНОЙ в народных верованиях демон в образе старика, обитающий в омутах, колодцах и других водоемах, иногда в море (в русском фольклоре — морской царь).

ДОМОВОЙ в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев.

КИКИМОРА (шишимора, мара), в русских народных поверьях — злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем.

НАВЬ в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец.

ОБОРОТЕНЬ в верованиях многих народов человек, способный превращаться в зверя, предмет и т. д.

ВАМПИР (упырь, вурдалак) в народных поверьях мертвец, выходящий из могилы, чтобы сосать кровь живых людей. В переносном смысле — кровопийца, жестокий человек.

СКЕЛЕТ воставшие из могилы останки, слабо восприимчивы к стрелам и в большом колличестве очень опасны. Умирают, если отрубить голову.