Чародей из долины Мосс || Пресса || Пишут журналисты
•• карта сайта ••
"Из грязи в князи"
Князь 2: Кровь Титанов (обзор)
Автор: Алексей Лещук
Журнал Шпиль, № 5/2003 г.

В оригинале статью можно найти тут.
Название: Князь 2
Разработчик: 1С/Snowball
Издатель: 1C
Жанр: hack & slash RPG
Системные требования: PIII – 400, 128 Мб, 8 (16) video
Оценка: 8
Графика: 9
Геймплей: 9
Управление: 8
Звук: 3
Когда-то давно по бескрайним просторам СНГ гулял слоган о том, что "Князь" — это наш ответ Diablo. Но дела давно минувших дней — преданья старины глубокой. Вот только тема эта снова стала актуальной в связи с выходом в свет игры "Князь 2" от 1С.

Итак, "Князь 2" vs. "Diablo II".

Разработчики не стали искать новых путей — главный герой первой части стал главным злодеем во второй (прямо как в блокбастере от Blizzard).

Итак, графика в игре немного простовата, но в целом особых претензий не вызывает. В Лесной стране полный штиль — пейзажи на 99% статичны, но, поиграв день-два, перестаешь обращать на это внимание.

Моделей NPC тоже немного — и все они на одно лицо. Зато малейшее изменение в гардеробе персонажа тут же находит свое отражение на экране монитора. Вскоре экипировку врагов можно будет определять "на глазок", а проверять догадки — как всегда — копаясь в бренных останках поверженных супостатов.

Ролевая система "Князя" не вызывает ностальгии по Fallout и Diablo и сделана очень неплохо. Каждый персонаж характеризуется определенным набором параметров: харизма, ловкость, интеллект, обучаемость, сила и выносливость.

И не надо думать, что интеллект и харизма воину совершенно не нужны. Чай, не в Diablo играем. Поэтому не стоит забывать, что главный герой если не князь на 100%, то, как минимум, воевода. Тем более что интеллект и обучаемость влияют на все умения (без повышения интеллекта невозможно даже меч двуручный прокачать).

При переходе на новый уровень герой получает 25 очков на распределение. Единица умения обойдется вам в одно очко, а единица параметров персонажа — в два. Все логично и взаимосвязано. Немного раздражает то, что характеристики умения можно только повышать — так что, если качали "знахарство" вместо "строительства", пеняйте на себя.

Еще одна негативная фишка — нигде не написано, как именно начисляется наносимый ущерб. Так что, ухватив меч с повреждением 580, не надейтесь вынести всех и сразу.

Кстати, харизма влияет на размер отряда главного героя, интеллект — на варианты ответов в диалогах, ловкость дает возможность стрелять из более крутых луков и арбалетов. Сила влияет на размер наносимых повреждений и на владение холодным оружием. А модные доспехи требуют высоких значений выносливости.

Умений в игре более чем достаточно — и тут вступают в силу законы Fallout. Как всегда, первую треть игры качаем небоевые навыки и только потом все остальное.

Всего героев в игре шестеро — каждый со своими особенностями, слабостями и недостатками и стартовой локацией. Кто же они — эти бесстрашные борцы за равенство и братство?

Ратибор — князь деревни Борье. Самый старший и опытный среди прямых потомков Титанов. Благоденствующая деревня с многочисленными жителями платит обильную дань, пополняя и без того немалую княжескую казну, а верная дружина готова выступить в поход по первому слову князя. Честный и непреклонный нрав Ратибора известен во всех пределах Лесной страны.

Княгиня Велиславна — последняя из рода князей Черного Бора. Ценой собственных жизней верным дружинникам удалось спасти ее от солдат Повелителя, до основания разрушивших родовую деревню княгини. И она поклялась отомстить за причиненные беды. Кровь Титанов, текущая в ее жилах, только укрепила решимость Велиславны сразиться с Повелителем Лесной страны. Как и ее предки, княгиня отлично владеет мечом. В благородном сердце Велиславны живет память о верных подданных, спасших ее. Поэтому, возрождая свою дружину, она отдает предпочтение воинам, зачастую отказывая даже прославленным воительницам Лесной страны.

Викинг Эйнар — воин охраны торгового скандинавского корабля. Он впервые в Лесной стране и мало что знает о нравах и обычаях местных жителей. Призыв Титанов застал Эйнара в Морском лагере викингов накануне отплытия к берегам родной Скандинавии. Горячий и несдержанный на язык, он очень скоро затеял драку со стражниками Повелителя. В результате оказался в тюрьме и отстал от своего корабля.

Знахарка Нижнего лагеря — Хельга. Для нее не существует тайн в искусстве врачевания и изготовления целебных смесей. Подобно прочим викингам, она отлично закалена и обучена военному искусству. Хельга неплохо владеет любым видом оружия и даже без защитных доспехов уверенно чувствует себя в бою. Смелая и решительная, она вполне способна командовать большим отрядом. Самые лучшие воины и воительницы Лесной страны без колебаний готовы идти за ней.

Византиец Александр — ученик волхва. Самый молодой из оставшихся в живых потомков Титанов. Александр великолепно разбирается в людях, практически безошибочно выбирает правильный тон разговора с любым собеседником. Догадываясь о высоком предназначении молодого византийца, волхвы не только передали ему свои тайные знания, но и привили военные навыки. Благодаря ежедневным упражнениям византиец стал одним из лучших фехтовальщиков Лесной страны. Его излюбленное оружие — двуручный меч.

Византийка Анастасия — лучница стражи Летающего Острова Повелителя. По праву считается одной из лучших воительниц Лесной страны. Мало кто может сравниться с ней в меткости стрельбы из лука и арбалета. Зов крови Титанов решительно изменил жизнь Анастасии — она решила немедленно бежать с Летающего Острова, собрать отряд из лучших воительниц и вступить в открытую борьбу с Повелителем.

Выбор героя — дело вкуса и стиля игры каждого. Хотя, как мне показалось, играть за византийца Александра намного проще чем, скажем, за Ратибора,— хотя в начале игры у Александра ни кола ни двора и вообще в инвентаре ни шиша, а у Ратибора есть и деревня Борье, и пара бестолковых дружинников.

Но вот герой выбран и приключения начались. Тут возникают (и в немалом количестве) знакомые вопросы. Куда идти? Что делать? Кого мочить? И, конечно, самый главный вопрос: как и где косить экспу? Ведь уже минут через 10-15 становится понятно, что даже скромных паучков первого уровня завалить не так уж и просто.

Так вот, уровня до десятого главным источником столь нужной и полезной для организма главного героя экспы будут румяные и очень аппетитные яблоки познания, а также эликсиры мудрости, которые можно приобрести у знахарей, торговцев или же волхвов. Но этот товар весьма дефицитен — тем более что с ростом уровня персонажа концентрацию этой самой мудрости необходимо увеличивать.

Кроме того, стоит скупать все свитки и предметы, которые хоть чем-нибудь отличаются от обычных,— они могут приносить пользу в виде прибавок к параметрам героя. Так, например, засушенная соколиная лапка дает бонус к силе, свиток Гиппократа — +10 к знахарским умениям, кубок воеводы — бонус к харизме (увеличение численности дружинников) и так далее.

И только после того как охотиться за пузырями с экспой будет уже невмоготу, можно выходить на охоту за монстрами. Опыта за них дают немного, зато мороки гораздо больше. Чудища довольно чувствительно кусаются и царапаются, поэтому лечебный бальзам придется применять в немалых дозах.

Да, еще один момент: знахарские способности применяются очень специфично: нужно завязать диалог с членом группы и выбрать нужный вариант ответа — будь то лечение всей группы или отдельного NPC.

А что если герой один? Этот вопрос мучил меня довольно долго. Оказывается, нужно-то всего ничего — поговорить с… самим собой. Занимаем и щелкаем на герое — появляется уже знакомый диалог. Нда-с, оригинально, а главное — интуитивно-то как… просто жуть.

И напоследок — о нехорошем. В игре оно есть, причем немало. Самый главный прокол разработчиков — звуковое оформление игры. Голоса, так сказать, "профессиональных актеров" вызывают ностальгию по тем временам, когда все игры озвучивали, переводили и издавали компании типа "WaRez Podval Dyady Vasi LTD".

В целом звуки "Князя-2" напоминают фильмы о чудо-каратистах конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века. Но это еще полбеды… Весь второй диск игры забит звуком, а все файлы игры — на винчестере. Так что CD-ROM, в принципе, "дергаться" не должен, но… Но в самый неподходящий момент игра лезет на CD, привод раскручивает компакт и… о чудо! главный герой голосом профессионального зомби выдает фразу типа: "Размяться бы" — или насвистывает что-то себе под нос (причем тоже весьма фальшиво). А свистеть герои начинают именно в разгар самых важных сражений.

Но это бы еще ничего — обратная сторона медали заключается в том, что от такой постоянной работы CD-ROM’a диску с игрой приходится несладко.

На диске "Князя 2" стоит довольно хитрая защита, а посему ни отучалки от СD, ни кряка наши доблестные хакеры не сделают. А с учетом того, что у большинства стоят расчудесные приводы знаменитых на весь мир китайско-корейских производителей о 48-52 скоростях, результат будет налицо, причем довольно скоро — появление трещин, царапин и летальный исход в виде разрыва диска. Так что смело отключайте в опциях звук — и наслаждайтесь тишиной (заодно сэкономите время, деньги, нервы и диски).

Раз уже речь зашла о мелких пакостях, которыми разработчики редко, но метко разукрасили игру, то стоит упомянуть о том, что желательно было бы скачать и установить патч 1.03, который лежит по адресу http://files.games.1c.ru:8080/konung2/files/patches/konung103.exe,— и масса проблем решится сама собой.

Еще один из "подарочков" — знахарка Хельга в Нижнем лагере готова примкнуть к дружине главного героя, да вот ярл деревни не пускает. И не будет отпускать еще довольно долго, поэтому диалог с Хельгой по поводу ухода лучше не вести — иначе что-либо купить у нее будет весьма проблематично.

Или еще — разработчики хоть и занимались плагиатом идей у сильных мира сего (Bioware, Black Isle Studios, Blizzard), да вот только упустили самое главное — подсветка предметов в "Князе 2" отсутствует. Поэтому самым сложным квестом становится поиск чего-то, что лежит где-то. Вот, к примеру, дитя в Нижнем лагере просит найти потерянную куклу. Искомая игрушка лежит в соседней локации приблизительно посреди пути между домом волхва и местом, где тусуются зомби-навьи.

Некоторые квесты вообще завязываются по принципу "и никто-никто не увидит, и никто-никто не узнает".

Итак, пора подводить итоги. Сравнивать Россию и дальнее зарубежье по морально-этическим соображениям как-то не принято.

Если бы не досадные просчеты и недоработки, "Князь 2" был бы вообще вне конкуренции. Но даже несмотря на всё это, игра получилась очень даже приличной.

"Князь 2" рекомендуется к приобретению с последующим прохождением фанатам первой части, а также всем не особо требовательным поклонникам hack&slash с легкими добавками RPG и всем обладателям не очень мощных компьютеров.

Но, как бы то ни было, именно благодаря таким играм, как "Аллоды", "Демиурги", "Князь", "S.T.A.L.K.E.R", вся славянская игровая индустрия продвигается по нелегкому и тернистому пути из грязи в князи.