Чародей из долины Мосс || Пресса || Пишут журналисты
•• карта сайта ••
"Князь 3: Новая династия"
(обзор)
Автор: Кирилл Волошин
Журнал Игромания Лайт, № 14 (17-30 ноября) 2009

Статья публикуется с разрешения редакции журнала.
В оригинале статью можно найти тут.
Игра, которая лишний раз доказывает, что жанр русских ролевых игр скорее мертв.

Новая династия Формула игры:
40% русского народного колорита
30% Diablo 2
30% Neverwinter Nights 2

Рейтинг:
Геймплей 6
Графика 6
Звук и музыка 6
Управление 7
Сюжет 6
Стабильность 7
Оригинальность 5

Оценка 6.0

«Князь 3» хочется сравнить с героиней Нонны Мордюковой из фильма «Бриллиантовая рука». Человека, только что вернувшегося из шикарного зарубежного круиза (маршрут – Dragon Age, Risen и Divinity 2), она встречает суровым окриком: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». Взамен «нашим людям» предлагается ездить на телегах по русским народным лесам и опушкам и силиться получить удовольствие от этого процесса, несмотря на грязь разбитых дорог и коровьи лепешки.

Княжеское дело

Новая династия
В деревнях мы можем назначать воеводу, улучшать мастерство местных знахарей и кузнецов, а также приводить в свое поселение странствующих воинов, чтобы они служили в дружине.
Первый «Князь» вышел еще в 1999-м. С одной стороны, у этой ролевой игры со славянским уклоном были все признаки Diablo: герой обнаруживал себя посреди деревни, закупался зельями у знахаря, оружием у кузнеца, брался за поручения из серии «найди, принеси, убей» и шел за ворота, где яростно закликивал все, что попадалось под руку.

С другой стороны, в «Князе» герой мог ходить не один, а с тремя компаньонами. Кроме того, в игре были элементы стратегии. Мы могли брать под свою опеку деревни. Те в ответ платили дань и бесплатно оказывали мелкие услуги вроде ремонта оружия. Но на наши владения регулярно нападали, поэтому часть дани приходилось тратить на покупку оружия стражи. Мы даже решали, какие постройки будут возведены в деревне… Наконец, для каждого персонажа в игре имелась своя сюжетная линия.

Для своего времени у «Князя» была довольно интересная концепция. Но чтобы получить от этой игры удовольствие, приходилось преодолевать целую полосу препятствий. Здесь не было мини-карты и нормального инвентаря, персонажи не умели бегать, а искусственный интеллект врагов и союзников вызывал самый настоящий невроз… Из-за того, что отсутствовали активные умений (типа кругового удара), привычного в Diablo, бои выглядели крайне примитивно. Не было даже слотов для быстрого доступа к зельям и тактической паузы, которой так не хватало – без нее управление многочисленным отрядом было похоже на особую форму мазохизма.

Новая династия
Идентификации предметов и кузнечного дела теперь нет, зато появился оружейный навык, позволяющий улучшать экипировку.
Во второй части, которая вышла в 2004 году, игра дала еще больший крен в сторону стратегии: среди навыков появилось строительство и даже управление деревней. Помимо этого, персонажи научились бегать, но по-прежнему не было мини-карты, нормального инвентаря, паузы и мозгов у AI.

В том же 2004-м «1С» выпустила полуофициальное дополнение «Князь 2: Продолжение легенды». И вот там уже под гром оваций появилась пауза. Плюс разработчики – фанаты игры – ввели параметр «Репутация», который влиял на способы решения некоторых квестов и на отношение окружающих, и вылечили игру от других старых болячек. После этого наступило пятилетнее молчание, и полноценная третья часть вышла только сейчас. И наработки талантливых фанатов в ней, увы никто не учел.

Грабли для князя

Новая династия
Картинка, конечно, устарела — особенно удручают однообразные лица.
По своей структуре «Князь 3: Новая династия» почти не отличается от первых двух частей. Мы все так же бродим по полям и долам Лесной страны, формируем дружину, выполняем простенькие задания, варим зелья, берем под защиту деревни, облагаем их данью.

Главное нововведение – новый (трехмерный!) движок, доставшийся игре от «Санитаров подземелий». Остальные новшества (включая сюжет, в котором снова – славянские междоусобицы и поиск очередного артефакта) носят косметический характер. Ролевая система избавилась от ряда малополезных навыков, зато появились пассивные боевые умения: одни влияют на шанс уклониться от атаки, другие – на шанс нанести критический урон.

Кроме того, в новом «Князе» больше внимания уделено боевой магии. В предыдущих играх серии волхование было вещью редкой, доступной только обладателям раритетных «поющих» вещей. А теперь уже в самом начале попадаются посохи, позволяющие атаковать врагов, например, магией хаоса или спускать на них агрессивных пчел. Есть ряд изменений в управлении деревней. Лично руководить застройкой больше нельзя, зато можно самостоятельно распределять стражников по постам.

Но все благие начинания оказались загублены парой откровенных просчетов. Самое неприятное: сюжет впервые в истории серии сделан единственным для всех персонажей. Последних в третьей части шестеро, но они отличаются друг от друга лишь стартовым раскладом характеристик. Все начинают игру в одном месте и выполняют одни и те же квесты. Даже викингу Эрику, про которого в описании ясно сказано, что он предпочитает действовать в одиночку, наставник, как и всем остальным, упоенно рассказывает про то, где можно найти компаньонов и кого лучше взять с собой.

Ну, а все достижения фанатского «Продолжения легенды» разработчики, как уже было сказано выше, игнорируют. И очень зря. Исчезла репутация, и теперь все персонажи выглядят как безликие клоны. А в бою снова отсутствует пауза. Кроме того, в предыдущих частях можно было задать напарнику линию поведения: заставить его чаще атаковать или, наоборот, уходить в оборону. А тут соратники обучены лишь использовать зелья, а в остальном ведут себя как слепые котята. Когда их не атакуют, они будут молча смотреть на то, как героя убивают. Приказа атаковать они с первого раза почему-то не понимают: приходится, матерясь, кликать на врагов дважды, а то и трижды…

Новая династия
Вспышки огня и лиловые черепа как будто говорят нам: здесь вам не «Три богатыря»!
Что же касается расширенных возможностей управления деревней, то они тут скорее для галочки. За то время, что ушло на получение первых десяти уровней, нам встретилось лишь одно поселение, которое можно взять под свое управление. И один раз мы собрали с поселка дань. А потом забыли о нем: просто потому, что кривоватый баланс позволяет быстро накопить необходимый капитал и затовариться зельями на год вперед.

Конечно, определенное удовольствие от игры получить можно. Тут еще чувствуется атмосфера славянских былин (хотя размытые текстуры и хаус-ремиксы русских народных мелодий созданию нужного настроения точно не способствуют). Помимо стандартных почтовых поручений попадаются действительно интересные задания, которые предполагают и непростой моральный выбор, и разные способы решения. Наконец, спустя десять лет в игру завезли нормальный инвентарь, мини-карту, возможность вешать зелья на горячие клавиши. Но, простите, в 2009 году радоваться появлению этих человеческих удобств как-то не получается…

***

Одним словом, новый «Князь» разочаровывает. Номинально это вполне приличная RPG, в которую можно играть без боли. Но совершенно не понятно, зачем нужна третья часть серии, в которой не исправлены ключевые недостатки первых двух. Тем более – на трехлетней давности движке. Тем более – вышедшая практически в одно время с Dragon Age. Как бы то нибыло, в последнее время вышло достаточно много ролевых игры, чтобы занять самых привередливых игроков на несколько месяцев вперед, – тут уж, извините, не до «Князя 3».