Чародей из долины Мосс || Тексты || Обзоры
•• карта сайта ••
"Князь: Легенды Лесной страны"
(ретро-обзор)
Кто-то очень древний и сильный, покидая этот мир, оставил в нём частицу своего могущества, и немалую. Вы про это не знали? А теперь вам в руки свалилось счастье: кусочек ключа от этого могущества. У вас хватит сил и храбрости отправиться за редкой добычей? Ах, так вам это уже много раз предлагали?

"Князь" – тривиальный сюжет в нетривиальном исполнении. "Князь" – первая и, к сожалению, единственная достойная РПГ в стиле славянского фэнтези. Дата выхода – 6 сентября 1999 года. Полное название – "Князь: Легенды Лесной страны", в английской локализации – "Konung: Legend of the North". Разработчик/Издатель: Snowball Interactive и ЗАО "1С".

Драгомир Волхв Боян Думы тяжкие Драгомир
Три героя - три судьбы
Византийский герой Михаил
Славянский герой Волк
Стрелок

Итак, что вы здесь найдёте, кроме обещанного артефакта?
  • Природу средней полосы России – берёзки и ёлочки; стилизованные, но очень приятные глазу пейзажи, сдобренные адекватным звуковым оформлением: в деревнях усердно орут петухи и хлопают двери, в лесу щебечут птички, журчат ручьи и брекекекают жабы, в пещерах и диких местах кричат невиданные звери, вздыхает неведомая бездна, и неизвестные голоса зовут на помощь (никого не ищите, это мираж).
  • Три народа: византийцев, славян и викингов. Стилизация под тех, других и третьих условна, но позволяет с первого взгляда отличить византийца от викинга, а славянский сруб от византийского шатра.
  • Кучу исторического оружия и доспехов (именно кучу, сваленную без всякого порядка).
  • Тварей (монстров) из славянской мифологии в неограниченном количестве, а также врагов человеческого происхождения – в ограниченном; к сожалению, люди, в отличие от монстров, не восстанавливаются, как свои, так и чужие. Но опытный князь всегда держит запас живой воды для своих дружинников.
  • Волхвов – плечистых седовласых старцев, готовых оказать мелкую помощь, а так же осчастливить очередным квестом (некоторые волхвы полезней других).
  • Отличную музыку.
  • А вот прикладной магии, как ни странно, вы не найдёте.
Поиски очередного символа всевластья происходят в славянских землях, на загадочных просторах Лесной страны, которую населяют три народа: многочисленные славяне – коренные жители, немногочисленные викинги – оседлые пришельцы, и горсточка византийцев, которые сами не знают, с какой целью их послали в этот забытый Богом край. От каждого народа в путь отправляется свой герой. По исходному замыслу, главным лицом должен был стать викинг по имени Драгомир, но для добавления ролевой составляющей в игру ввели ещё двух героев: славянский охотник-одиночка Волк и учёный византиец Михаил. Каждый из них начинает путь из родного посёлка, имея целью дойти до самых дальних и потаённых уголков страны. Впрочем, во время игры разница между грубияном, нелюдимом и учёным не заметна: все трое одинаково рубят в капусту встречных монстров и одинаково препираются со встречными, причём учёному Михаилу препираться и драться приходится чаще: ромеев в Лесной стране встречают с опаской.

Драгомир Волхв Боян Думы тяжкие Драгомир
Истребление шайки разбойников
В захваченном посёлке
Непрошенный советчик
Бой со скелетами

Впрочем, драк хватает на всех героев, а потому разработчики предлагают на выбор разнообразное оружие и доспехи, которые можно найти или купить у торговцев. Оружие различается убойностью и подъёмностью: возможность надеть доспех или взять меч зависит от характеристик героя. Основных характеристик четыре: сила, ловкость, выносливость и харизма; первые три влияют на боеспособность героя, последняя – на величину отряда. Выбор экипировки достаточен, чтобы одеть дружину по своему усмотрению: или во всё самое мощное, или по какой-нибудь моде, византийской или скандинавской. Для хорошо прокачанного главного героя существует уникальный набор: полный комплект богатырских доспехов, собрать который – задача как раз для богатыря. Или князя.

А за обычную экипировку надо платить. Немножко денег вы найдёте в потрохах монстров и кладах, но настоящий князь деньги получает от своих подданных – в виде дани, сначала с родного посёлка, а потом и от покорённых деревень. Покорять новых подданных можно "кнутом" и "пряником": выполнением квестов или силой оружия. Выбирайте сами, но помните: за решённые квесты обычно дают очки опыта, которые позволяют герою расти и повышать характеристики. За убитых врагов и монстров тоже дают, но за квесты – больше, зато вид пылающих домов в непокорной деревне (запаситесь зажигательными стрелами) запомнится надолго. Подвластные селения потребуют хозяйского внимания, правда, очень немного: обеспечить посёлки недостающими мастерами и воеводами. Однако бунтовать из-за плохих условий жизни селяне не станут.

Драгомир Волхв Боян Думы тяжкие Драгомир
Штурм Лесного Лагеря
Штурм Среднего Лагеря
Штурм Старого лагеря
После взятия Родников

Поскольку действие происходит в славянских землях, вас встретят монстры со славянским окрасом: лешие, навьи, мороки, болотники, а восставший из могилы мертвец зовётся русским словом "мертвяк" (а вы ждали зомби?). И все хотят вас сожрать, поэтому готовьтесь к встрече всерьёз. Махать мечом вам придётся много, а вот колдовать или пускать огненные шары – нет. Оно, пожалуй, и к лучшему: не к лицу нашему князю волшба и чародейство!

Игру можно проходить в одиночку, как "Дьябло", но какой же князь (или конунг) без дружины? В отряд можно набрать до 10 человек, считая себя. Для набора людей нужны деньги (умеючи, бойцов можно взять даром) и лидерские навыки – харизма. При высокой харизме личные боевые качества князя ничего не значат: хорошо прокачанный и экипированный отряд в считанные минуты выносит всех врагов; на князе остаётся обязанность экипировать отряд, вовремя подлечить раненых и вести дипломатические разговоры в промежутках между сражениями.

Диалоги "Князя" – отдельный разговор и предмет восторга фанатов; фантазия и юмор, непереводимые на другие языки: подколки и мелкие анахронизмы, волхв, мечтающий о византийском ремонте избушки, старосты и простые жители со своими проблемами, а в славянских посёлках вам не дадут скучать языкатые женщины и детишки. Тем же свойством отличаются квесты: даже незатейливые задания типа "поди-принеси" обыграны со вкусом и юмором; непревзойдённым считается квест с лекарством для кентавра: ага, если слишком часто воровать женщин, можно потерять то, зачем крал. Об этих сторонах игры можно сказать лишь одно: "Побольше бы!" Герои общаются на понятном современном языке, без "гой еси" и других подделок под старославянский, той же понятностью обладают квесты, не изобретающие заново "обычаи наших предков".

Драгомир Волхв Боян Думы тяжкие Драгомир
Штурм Чёрного Бора
Диалог 1
Диалог 2
Диалог 3

И ещё одна приятная черта: хорошая музыка в стиле русского фолка. Напевные мелодии гусельного перебора перемежаются композициями более современного звучания с авантюрно-приключенческим окрасом.

Недостатки? Сколько угодно! Хотя бы потому, что за 9 лет игровая индустрия шагнула далеко вперёд. Графика "Князя" была очень хороша для 1999 года, но сейчас больше вызывает ностальгию, а игровой мир уже не кажется таким большим. Сюжет практически линейный, ролевая составляющая незначительна, имеются мелкие нестыковки в сюжете, без багов тоже не обошлось. Исторической энциклопедией «Князь» не является, ни в плане вооружения, ни в вопросах обрядов, мифологии или архитектуры. AI монстров и НПС явно ниже среднего. Возможности вести дружину правильным строем нет, бои проходят по принципу "всеобщей рубиловки" (но в плане зрелищности эта рубиловка выглядит не худшим образом). И, пожалуй, исчезнувших создателей Амулета стоило назвать не греческим словом "титаны", а как-нибудь по-русски.

Но самый большой недостаток "Князя" – два выпущенных продолжения, "Князь2: Кровь титанов" и "Князь2: Продолжение легенды" (известный как "Князь2.5"). Увы, продолжения лишь отдалённо похожи на своего прародителя и больше способствовали упадку серии, нежели её развитию.

Спросите, а в чём же тогда её достоинство? В самобытности. В неизбитости. В нетривиальности. В атмосфере. "Князь" – одна из немногих игр, обратившихся к теме древней Руси, и единственная, которая сказала действительно своё слово, не сбившись на подражание западным фэнтези и не утонув в имитации "чего-то очень древнего и несомненно русского". Можно лишь пожалеть, что потенциал, заложенный в этой игре, до сих пор остаётся под спудом.

P.S. В начале 2008 года от имени фирмы 1С было объявлено о разработке "Князя3". Но будет ли он действительно "Князем"? Ответ на это могут не знать даже бескрайние просторы Лесной страны…