Чародей из долины Мосс || Тексты || Обзоры
•• карта сайта ••
"Князь 3: Новая династия"
(обзор игры)
Автор: Михаил
Редактор: Мартин Зимов a.k.a. Martin IGL
Коротко о главном

Скажу сразу для тех, кому не терпится узнать все, не отходя от кассы: как я и предполагал, игра интересностью прохождения и качеством реализации не отличается. Причем сомнения начинают зарождаться во мне еще до того, как она была установлена. Честно говоря, понимание того, что нас банально обманули, возникло задолго до выхода третьего "Князя". Ведь даже беглый взгляд на скриншоты и примитивные описания игры с официального сайта, не оставляют сомнений в том, что новая часть по сути своей будет дешевым плагиатом предыдущих "Князей", но уже на трехмерном движке. Движке, к слову, далеко не новом и уже засветившемся в целом ряде отечественных проектов, начиная с "Магии Крови" и заканчивая "Не время для драконов". Именно поэтому несвежий запах грядущего трэшака явственно сопровождал проект во время всего процесса его разработки. Так что не удивительно, что на выходе мы получили то, что получили.

Первое впечатление

Итак, вставляем диск, начинаем установку и вот уже в процессе инсталляции нам совершенно неожиданно зачем-то предлагают (уже поставлены галочки), сделать страничку mail.ru стартовой... После чего поступает уже более разумное, с моей точки зрения, предложение поставить DirectX и Adobe Reader версии 9.0C и 9.1 соответственно. В остальном процесс установки длится не долго и нареканий не вызывает, благо на жестком диске игра занимает всего ничего, каких-то жалких 964 Мб, что по современным меркам совсем не много.

Клоны
Богатство опций игры многочисленностью и разнообразием не поражает, а на дворе, дамы и господа, между тем 2009 год!
Запускаем игру, смотрим короткий и безвкусный вступительный ролик. Там нам с нескольких ракурсов показывают мертвого князя Мирославля, после чего глашатай возле входа в его терем всем собравшимся жителям читает свиток, в котором просто и без затей написано, что следующим князем Мирославля станет тот, кто найдет и доставит ко двору легендарный Богатырский меч... такая вот нехитрая завязка.

Далее нашему взору предстает очень похожее на предыдущие части игровое меню. Обращают на себя внимание скуднейшие настройки, на которые в игре 2009 года без слез уже и не взглянешь, ибо богатством опций похвастаться они не могут.

Не долго раздумывая, начинаем "новую игру". Как и в "Князе 2" нам тут же предлагается выбрать одного из шести героев, дабы с ним или с ней пройти все тяжкие в процессе поисков легендарного меча. Тут все стандартно: по паре славян, викингов и византийцев обоего пола, единственное, что вводит в замешательство это портреты этих самых героев. Спрашивается, неужели нельзя было придумать абсолютно новых героев, а не клонировать их из второй части? Нет, с описанием предыстории этих товарищей все в порядке, но вот внешний вид… сходство с предшественниками заметно не вооруженным взглядом.

Клоны
Вам тоже кажется, что новые герои не такие уж новые и являются клонами потомков Титанов из второй части?
Выбираем, понравившегося героя или героиню, и попадаем в Мирославль. Здесь то и поджидает нас первое серьезное разочарование. Оказывается в отличие от предыдущих игр серии, где каждый герой имел свой собственный пролог в "Князе 3" наши приключения начинаются в одном и том же месте. Сделали бы уж лучше полноценную генерацию персонажа с выбором расы, пола, прически и так далее.

Также не может не обращать внимания на себя набор новых навыков, которые подразделяются на четыре группы: атака (7 навыков), оборона (5), магия (4) и общее (7) – и того 23 неоригинальных навыка против 20 во втором "Князе". Навыки атаки называются по-разному, но все, в конечном счете, влияют на урон и на шанс попасть с помощью чего-то во что-то, обороны – на броню и на шанс уклона от чего-либо или кого-либо. Использование магии сделано на манер того, как это было реализовано в игре "Аллоды 2" – основная магия идет от стреляющего ею посоха, однако в отличие от "Аллодов" сам герой ничего наколдовать не может. Манны нет, книги заклинаний нет, свитков заклинаний тоже нет. Ну, и, наконец, общие навыки в своем большинстве оказывают действие такое же, как и в предыдущих частях "Князя".

Клоны
За такие текстуры земли разработчиков следовало бы по меньшей мере линчевать, дабы прочим умникам так глумиться неповадно было.
Итак, мы в игре. Перед глазами предстает относительно неказистая графика. Если на персонажей, домики, деревья и даже воду смотреть в 2009 году еще терпимо, то вот на текстуры поверхности земли уже нет, – нарисованы они просто отвратительно и никакого оправдания за такую халтуру не заслуживают. Спрашивается: если художники смогли относительно нормально нарисовать деревья, то, что им мешало нормально нарисовать текстуры поверхности? К примеру, в той же игре "Санитары Подземелий" (которая так же, как и "Князь 3" сделана на движке-ветеране от "Магии Крови"), которая вышла гораздо раньше последнего "Князя", они были нарисованы значительно лучше! Кстати, о Санитарах. Если уж разработчики сдернули оттуда под копирку инвентарь, окна торговли и систему навыков, то могли бы и текстуры позаимствовать, если уж сами нормально нарисовать не в состоянии.

Ежели вообще, попытаться охарактеризовать графику объективно, то смотрится она на данный момент жалко и убого. Что говорить если даже в некоторых трехмерных ролевых играх 2002-2003 годов графика была намного детальнее и лучше проработанной. Домики в третьей части банально срисованы с со своих спрайтовых собратьев из предыдущих "Князей", обстановка в них по-прежнему спартанская, терем хранителя престола по убранству мало чем отличается от остальных домов (что мешало повесить на стену хотя бы ковер, загадка), смотреть банально не на что! Модели персонажей по сравнению со всем остальным смотрятся еще ничего, но они не вытягивают общую убогость картинки. Во всяком случае, я бы не рискнул сравнивать их даже с уже видавшими виды старенькими "Morrowind" и "Neverwinter Nights" (первым не вторым), чтобы не смущать беднягу "Князя 3", которому откровенно не повезло с разработчиками.

Разнообразие этих самых моделей тоже не поражает воображение. Так на пример если сделали бабам сарафаны, волосы и глаза разного цвета, то почему спрашивается, не могли сделать и прическу разную, не говоря уже о разных вариантах физиономий (хотя бы две три, а не одну на всю игру). Деревья в игре смотрятся лучше всех, однако, они унаследовали болезнь Магии Крови: при наведении экрана на них они исчезают... точнее, не исчезают, а становятся прозрачными на девяносто процентов, что по сути одно и то же.

Дерево при резком наведении... ...и оно же через полсекунды
Что касается того, что в игре к смене времени суток добавилась еще и смена погоды, то нововведение это, как собственно и все прочее в этой игре, мягко говоря, не впечатляет. К примеру, что мешало разработчикам добавить гром и молнию во время дождя, туманы по утрам, стрекотание насекомых по вечерам, волчий вой и уханье сов по ночам? Да хотя бы тот же крик петуха в селах (как это было в первом "Князе"), и тот не сделали.

Процесс игры не сильно отличается от предыдущих частей. Бегаем по локациям, выполняем квесты, убиваем врагов, собираем выпадающий после смерти этих самых врагов лут, продаем его торговцам. Все как обычно. Попутно ищем по сусекам "траву", смешиваем в специальном окошке ингредиенты и получаем на выходе разные бутылочки с разноцветными жидкостями. И вот как раз здесь нас и поджидает существенное отличие от предыдущих "Князей", ибо добавилась горелка – вещь, которая превращает растворы в отвары. Иными словами, наименований выпивок стало много больше. Также можно отметить навык "улучшение оружия", хотя погоды он и не делает. Основные же специалисты поселений остались те же (староста, купец, кузнец, знахарь и воевода), к ним можно добавить парочку квестодателей, все остальные жители – просто массовка.

Квесты в целом написаны неплохо. Так, уже с самого начала игры попадаются задания с разными вариантами решения проблемы, что не может не радовать. Хотя если сказать по чести в игре таких квестов не так уж и много, но если сравнивать с предыдущими "Князьями", то это определенно шаг вперед. Тем не менее, в целом, квесты довольно пресные и ярких, выразительных, эмоциональных и запоминающихся заданий вы здесь не найдете. А потому, до первого "Князя", где диалоги было читать просто интересно, третьей части в этом плане несказанно далеко.

Вещества
Да уж, никак иначе кроме как веществами, принимаемыми разработчиками, объяснить неимоверную упоротость диалоговой систему нельзя!
Кстати, о чтении. В отличие от предыдущих частей, где система диалогов практически не отличалась, для "Князя 3" она была кардинально изменена, и я бы не сказал что в лучшую сторону. Теперь во время разговора с NPC на экране появляются два грубых прямоугольника разной формы: один вверху экрана – в нем и отображается то, что нам говорят встреченные персонажи, другой же внизу – там мы можем видеть возможные варианты ответа. В отличие от всех (повторяю ВСЕХ) нормальных игр, где и то и другое логично расположено в одном месте экрана, чтобы читать было удобнее, в третьем "Князе" разработчики сделали это через задницу. Но и это еще не все! Во всех диалогах озвучена только первая фраза абзаца. Не удивляйтесь, это не баг, а как оказалась фича. Весь остальной же текст мало того, что нужно читать самостоятельно, так еще придется делать это очень быстро, ибо через короткий промежуток времени сказанная фраза заменяется следующей, и если вы не успели ее прочитать, то кто ж вам виноват? Разумеется, что никакого лога текста нет и в помине, а сказанную персонажем порой довольно важную информацию нужно запоминать, так как в дневник она не заносится. Ускорить диалог и перейти к следующей фразе можно правой кнопкой мыши. Что помешало разработчикам сделать в опциях галочку "перелистывать фразы диалога только мышью" не совсем понятно. В результате вместо спокойной размеренной игры мы занимаемся скоростным чтением.

Что же до интерфейса, то хотя он изменился внешне, но удобнее от этого не стал. Все кнопки, которые были раньше на экране слева теперь помещены в круг справа. Дневник стал удобнее и по некоторым наблюдениям соответствует таковому из второго "Златогорья". Это уже не просто перечисление заданий на одном экране по выполнению которых они исчезают как это было раньше, а вполне себе годная записная книжка с разбивкой на выполненные и активные задания, а также списком рецептов, хотя, учитывая общую ущербность диалоговой системы (о чем было сказано выше), ситуацию это спасает мало. Мешок персонажа стал действительно мешком, хотя радости от этого чуть. Вместо, ячеек внизу экрана теперь нам приходится заполнять предметами дьяблоподобную область под куклой персонажа, размещая последние таким образом, чтобы вместить их как можно больше. О том чтобы складывать одинаковые вещи в одну никто из 1С-совцев по-прежнему не слышал. Что уж говорить, если они даже на то чтобы заново перерисовать картинки снаряжения поскупились и тупо скопировали таковые из игры десятилетней давности. Да, дорогие мои, мы наблюдаем все те же шмотки из самого первого "Князя", но немного подправленные в угоду разнообразия и необходимости фотошопом. Единственное чем порадовал обновленный интерфейс – это миникартой, но и она не без изъяна. Да она отображает местность, персонажей и даже имена последних при наведении на них курсором. Вот только все это без толку: масштабировать ее нельзя, а персонажи отображаются мелкими точками. Пиксельхантинг за рамками квестового жанра в моде еще не был никогда. По-прежнему нигде не отображается текущее время и время суток, а для нормальной игры, как и раньше, следует запоминать горячие клавиши которые в настройках даже нельзя переназначить. Ну, вы, в общем, поняли, к чему, я клоню, – горбатого могила исправит.

Система боя не претерпела почти никаких изменений. Персонажи, как и прежде просто обменивается ударами в режиме "ты – мне, я – тебе". Никаких специальных умений, комбо-ударов или особых приемов нет и в помине, забудьте об этом ведь сразу понятно, что делали игру не в BioWare. Хореография боя также не изменилась. Об ударах с разворота, щитом, ногой, наотмашь, обманных движениях и тем более добивании раненого противника вы можете продолжать мечтать дальше. Но я не скажу что изменений вообще никаких нет. Вместо одного вида удара справа налево теперь в нашем распоряжении есть еще один – слева направо. "Прогресс", однако…

Надежда на достойную анимацию боя с переходом в трехмерность не оправдалась и как была дерьмом, так им и осталась. И хотя из лука персонаж стал стрелять более реалистично, использование "магии" ничего кроме смеха сквозь слезы не вызывает. В результате мы продолжаем наблюдать во время боя эти глупые взмахи в пустоту, а потому пируэты Ведьмака нужно искать в Ведьмаке, а не здесь. Здесь вам не тут, понимаете ли. Единственное, где на движения персонажей можно смотреть без боли в глазах, так это в не боевом режиме: люди жестикулируют во время диалога, переминаются с ноги на ногу когда стоят без дела, вертят головой – все как надо, не то, что раньше. Кстати о кровищи, которая неизбежно сопровождает любую хорошую драку с применением холодного оружия. Незнамо зачем, в опциях присутствует галочка "включить кровь". Видимо, заниматься ерундой – старинное хобби разработчиков "Князей".

Нельзя не отметить, что с появлением магии баланс в игре был существенно пересмотрен. Так, персонажи, использующие луки и посохи получают огромное преимущество в плане наносимого урона. Чтобы защитить своих дружинников от происков врага вооруженного этими самыми предметами, нужно чтобы ваши люди носили хорошие доспехи, щит, шлем и имели в запасе неплохо прокачанную выносливость и силу. Доспехи (а теперь вместе с ними и шлем тоже) требуют выносливость, щиты – силу. Вопрос: каким образом разработчики считают возможным прокачать выносливость или силу, если основной характеристикой для магов во все времена являлся интеллект, а для лучников в свою очередь ловкость соответственно? Вот вам и весь новый "баланс". Но и это еще не все. Если убрать галочку в опциях с пункта "легкая система боя", то маг/лучник помимо повреждений будет получать еще и оглушение. В свою очередь это приводит к тому, что персонаж схватившийся в бою не на жизнь, а на что-нибудь еще с несколькими противниками одновременно может попросту тихо сдохнуть так и не ударив никого ни разу. Теоретически конечно можно попытаться хоть как-то решить эту проблему, если взять в отряд "танка", но в начале игры это сделать не получиться никак! Более того, готов биться об заклад, что разработчики вообще не представляют себе что такое схема танк/хилер/дпс. Впрочем, что это я о высших материях средь бездны примитивизма?! Единственно, где в плане баланса произошли хоть какие-нибудь толковые изменения – это цены у торговцев. Свитки и другие причиндалы, повышающие что-то навсегда стоят дорого, в отличие от ценового беспредела первого "Князя". Опыт за монстров и квесты также более-менее сбалансирован, что не может не радовать.

Глобальную карту 1С-овцы решили ужать и опять нас загнали на просторы Лесной страны, что не удивительно, ибо гулять "на своих двоих" нам придется только по суше, кораблей нынче не завезли. Но если бы только это, так нет же! Видимо кто-то сверху решил, что пипл и так схавает, а потому вместо свободных прогулок по карте страны мы теперь должны переходить из одной локации в другую, как это было в "Князе: ЛЛС". Тот же сумеречный гений посчитал, что можно не возвращать шары магического прыжка в игру, а добавил вместо них в каждое поселение порталы на манер аналогичных из "Diablo 2". Как они смотрятся в сочетании со славянским сеттингом, можно судить самостоятельно...

Музыка и звук в игре не далеко ушли от отметки отстой на шкале моего личного дерьмометра. Мелодии режут слух и грубо обрываются после проигрывания, вместо плавного уменьшения громкости, о том, чтобы даже близко подойти к тому, что было раньше, речи не идет вовсе. Это просто мрак кромешный и точка.

Итоги подведем

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что если "Князя 2" в свое время справедливо было обозвать поделкой отвратной, то "Князя 3", пожалуй, следует повысить до поделки жалкой. Да и то в основном за счет движка приснопамятной Магии Крови, отдельно взятых элементов интерфейса Санитаров Подземелий и около пятидесяти процентов наполнения всего этого копированным контентом из предыдущих частей "Князя". На выходе же мы как не странно получили продукт далекий не только от современных стандартов, но и от предыдущих "Князей" в частности, проект оригинальность и ценности для жанра, которого равны жирному нулю. И дело, как вы уже могли это понять, отнюдь не в графике пятилетней давности, она и раньше (в предыдущих частях), звезд с неба не хватала. Беда в том, что разработчики вот уже на протяжении десяти лет хронически не понимают, в чем заключались и заключаются недостатки, а равно как и достоинства "Князя". Также не понимали и не поняли, за все это время, почему же люди полюбили первого "Князя" и почему "Князь 2" получился таким дерьмом, отвернувшим от себя почти всех своих фанатов. Вместо этого они продолжают измываться над трупиком "Князя", выпуская все новые и новые недоделанные игры в этой серии. Не дают мертвецу покоя, все тащат его за ногу из гроба.

P.S. Смотря на весь этот ужас понимаешь почему именно владельцы интеллектуальной собственности, небезызвестная фирма 1С, тянула с выходом готовой игры аж до осени ожидая благоприятной "конъюнктуры" на рынке. Ведь нужно было подгадать так, чтобы и неплохой спрос на похожий товар был (иными словами – на другие игры), и облить дерьмом в рецензиях не успели в разных сетевых и печатных изданиях. Издатель ведь не хуже иных понимает, что хорошими отзывы на такую игру не могут быть по определению, если конечно пациент написавший статью не страдает расстройством психики. А под трэш конъюнктура нужна, ибо трэш – это не вам хит, который купят всегда и везде по любой цене (за "World of Warcraft: Wrath of the Lich King" по цене 1400 рублей за штуку очереди выстраивались огромные и к концу дня в некоторых пунктах продажи просто все смели с полок), и в любое же время года!

P.P.S. Не успела выйти игра как был обнаружен и первый серьезный глюк: у некоторых игроков купивших цифровую версию "Князя 3" после пары часов игры может возникать ошибка регистрации при открытии дневника. В результате чего защита игры начинает думать, что игрок использует не лицензионную версию и посылает его не солоно нахлебавшись.

Написано: 9 ноября 2009 года